Богословские статьи и размышления

Главная » Богословские статьи (мои) » КАКО ДЕВА РОДИЛА ЕСИ? АПОЛОГИЯ

КАКО ДЕВА РОДИЛА ЕСИ? АПОЛОГИЯ

КАКО ДЕВА РОДИЛА ЕСИ? АПОЛОГИЯ

Диакон Сергий Попов, вып. МДА 2005.

«Итак, как говорит святитель Василий Великий в гомилии

на Рождество Христово, нам предстоит выяснить, Theotokos

какую часть истины можно отразить в этом рассуждении…»

Источники: Священное Писание Ветхого и нового завета.

Используемая литература.

свт Лев Великий 10 проповедей о Рождестве Христовом,

Свт Василий Великий о Рождестве Христа,

свт. Григорий Богослов, слово 38 На Богоявление или на Рождество Спасителя,

Прп. Иоанн Дамаскин, 2 Слова на Рождество Богородицы,

Свт Григорий Неокессарийский,

Михаил Пселл о Благовещении,

свт Игнатий Брянчанинов. Учение о Бож Матери,

Свт Филарет (Дроздов), митрополит Московский,

и службу Рождества Христова и 4я песнь пасхального канона!

Пречистой Деве Марии Богородице посвящено многое. Данная Апология посвящена одному лишь моменту — тайне рождения Господа нашего Иисуса Христа, как она раскрыта в  толкованиях святых отцов и учителей Православной Церкви, опираясь на авторитет которых, мы постараемся ответить на вопрос, которым озаглавлена статья – «Како Дева родила еси»?

  1. Благовещение.

Сам Господь,- говорит ветхозаветный евангелист,- пророк Исайя,- даст вам знамение: «Се, Дева во чреве примет, и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7.14). На это пророчество, как совершившееся в Деве Марии, указывает святой евангелист Матфей (1.23).

«26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лк. 1. 26 – 38)

«Избранной Деве, без осуждения стыдом, возвещается Архангелом благословенное плодородие, которое ни зачатием, ни рождением, не нарушит святого девства», — свт Лев Великий, Слово на Р.Х. 3е.

«Если бы это была не Дева, — поясняет Свт Иоанн Златоуст, — не было бы знамения! Знамение должно выходить из общего порядка вещей, быть дивным и необыкновенным. Тут указуется на некую особенную, Единственную Деву». Эортология и богословия Рождества Христова. Матфей (Мормыль), Архимандрит. // ЖМП №1, 1985//

«Подобало же, чтобы непорочность Рождающей Матери сохранила первородную девственность и защиту от стыда, убежище святости, содержа влитую силу Божественного Духа», — свт Лев, Слово 2е.

«Так, чтобы кто не стал учить, что тело для Сына Божия было сделано на небе, Архангел Гавриил возвещает зачатие Слова, имеющее быть во чреве Матери». Михаил Пселл. О Благовещении.

«Итак, вместо древних вещей внесены новые: вместо змия — Ангел, вместо рождавшей в печалех — Дева, пребывшая Девой и после рождения; (природа уступает могуществу благодати /прп. Иоанн Дамаскин/) вместо Адама — Христос; и всё стало новое: зачатие, чревоношение, и рождение». Михаил Пселл, О Благовещении.

«…Непостижим есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин…». Догматик, Гл 7й

«Хотя Чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить и девство предпочесть)».

«Дева Мария восприяла глас Гавриила вместо семени, после чего, быв непричастна браку, явилась имущею во чреве и родила Сына, не потеряв девства, поелику Родившийся от Нее сохранил и по рождении невредимыми знамения девства», — прп. Андрей Критерий, Слово на Рождество Бцы.

«Чрезвычайно по естеству служение Пресвятой Девы, как Матери Божией, в которой вселилась вся полнота Божества телесно». Настольная книга священнослужителя. Т.1М 1977, С.490

А теперь почти чревоношение, и скачи, если никак Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении кивота», — Свт Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово.

«Конечно, Она уступает Сыну и Творцу; не превосходит никого по той причине, что вообще, она не идет в сравнение ни с кем и ни с чем. Потому что превосходство Ее величия не может быть подобное или сравнено с какой либо природой или естеством.

Она стала Матерью и при этом пребыла Девой; Слово Божие прошло через Нее: вошло и вышло, и ключи детства не нарушило, и печать осталась нерушимой.

И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Праматернее проклятие. Но затем была воздвигнуты Плотина поперек течения и Дева стала твердыней, удержавшей наводнение зол. Благословенна Ты в женах — как и Сама обоженная feofeisa и обожившая feosasa чел. род». Михаил Пселл. О Благовещении

Есть еще одно ветхозаветное пророчество, наиболее относящееся к нашей теме: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими — и они будут затворены (Иез. 44.2).

Образ врат или дверей святые отцы, толкователи священных текстов, относят к Деве Марии, Богородице.

«Ты (Мария), Врата, превышающие небеса небес», прославляем «…небесную Дверь Божию…», — говорит прп. Андрей Критский в Слове на Успение Бцы.

«Вот Дверь небесная, о которой сказал Иаков: несть сие, но Дом Божий, и сия врата небесная (Быт. 28.17)», — прп Андрей Критский, Слово на Успение.

Так, Догматик первого гласа поет: «…небесную дверь воспоим Марию Деву…» «Рождается преднареченная стать Божественою Дверью, через которую и воссияет Солнце Правды Христос Бог наш», — Настольная книга священнослужителя. Т.1М 1977, С.488

«По отношению ко Господу Матерь Божия — дверь, обращенная к Востоку и ожидающая входа Великого Свидетеля». Там же. С. 490

  1. Рождество Христово.

События Рождества Христова изложены в двух Евангелиях и достаточно известны, но всё же, мы их вспомним:

Евангелие от Матфея:

«18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25. и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (Мф. 1. 18-25).

Евангелие от Луки:

«4.  Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

5.  записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6.  Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7.  и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8.  В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9.  Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10.  И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11.  ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12.  и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13.  И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14.  Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15.  Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16.  И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17.  Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18.  И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19.  А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20.  И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2. 4-20)

Учение святых отцов, основанное на водительстве Святого Духа,  призвано к объяснению и расшифровке божественных истин.

«Если ты домогаешься правды о [Его] природе, то изучи природу (рождения) человеческую, если же стараешься проникнуть в замысел Рождения, то прославь Божественную силу»!, — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 2е.

«Рождеству Господа чуждо то, что сказано обо всех людях: никто не чист от скверны, даже и младенец, который  прожил на земле всего один день (Иов 14.4) Ничто в это беспримерное Рождество не вошло от вожделения плоти, ничто не влилось от закона греха. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 1е.

«Воплощение совершилось действием Св.Духа, соделавшего Деву способной принять в Себя Божество Слова, образовавшего из девственной плоти начатки Своего Человечества«. Св Иоанн Дамаскин. цыт по: В.Н.Лосский, Догматическое богословие. М. 1991. С.107

«Он Родился на земли, чтобы явить здесь небесное рождение; родился видимо, чтобы положить пред очи рождение невидимое, и поелику  рождаемый в чистоте и святости, не имел нужды восходить к иному лучшему рождению, то самое рождение свое по плоти соделал токмо прозрачною завесою (Евр 10.20) сквозь которую мы можем прозирать на новый и живый путь нашего духовного рождения», — Свт Филарет Дроздов Проп о Р.Х. 1812г

А вот богослужебные тексты не имеют такого широкого распространения. Так, служба Рождеству Христову, за период своего развития и наполнения, достаточно ясно отражает учение Православное Церкви. Некоторые отрывки из богослужебных текстов укажут на те акценты, которые мы пытаемся выделить и подчеркнуть в данной статье. Вот они.

Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Отрывки из стихир (касающиеся разбираемой нами темы).

«Велие и преславное чудо совершается днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово воплощается и Отца не отлучается…», — стихира 1я на стиховне.

«…Яко Бог во плоти явися, …рождейся от Девы…», — стихира 1я на литии.

«О глубина богатства и премудрости и разума Божия! …спасения начало бысть миру всему, Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея Всесовершенный Бог, и рождеством девство печатствует: пленницы греховныя разрешая пеленами…», — стихира на стиховне на славу.

«Изнесе чрево Священное Слово, …Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее…», — другий канон Кир Иоанна, песнь 1я, тропать 1й. Или в переводе на русский язык: «Освященное чрево, …родило Слово Бога, …(Слово) освобождающее несчастную утробу Евы от горького древнего проклятия».

«И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Праматернее проклятие. Но затем была воздвигнуты Плотина поперек течения и Дева стала твердыней, удержавшей наводнение зол. Благословенна Ты в женах — как и Сама обоженная feofeisa и обожившая feosasa человеческий род», — Михаил Пселл. О Благовещении. 

Итак, Освященное чрево родило Слово, Бога… — это самые важные слова в нашем исследовании и дальнейшее повествование это вскоре объяснит.

Итак, Пресвятая Дева Мария, освященная Святым Духом, зачала во чреве, выносила и родила из чрева (или утробы) Сына Божьего, Бога Слова Иисуса Христа, сохранив при этом целомудрие, святость и девство. Приснодевой Марией именует ее Православная Церковь.

  1. Из боку чисту…

Но в богослужебных тексах, точнее, лишь в одном из них, имеется некое высказывание, которое внимательных слушателей может привести в замешательство:

«Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно…»;

«Из боку девичу неизреченно воплотившая…»,- Канон Рождеству Пресвятыя Богородицы.

Из боку чисту? Что это, ошибка или сокровенная тайна Рождества Христова? Неужели, если это так, Святая Дева Мария потому и сохранила девство, что рождение Сына не было естественным способом рождения, свойственным всем рождающим матерям, а сверхъестественным «из боку»?

Что пишут святые отцы об этом, и какие выводы из этого делает церковное учение?!

Человеку свойственно ошибаться и знать всё, конечно, невозможно.

Но, прочитав ни один десяток Слов и Проповедей о Благовещении, Рождестве Богородицы и Рождестве Христовом , мне лично, это изречение,  нигде более, чем в указанном в каноне месте, не встретилось! Более того, опираясь на святых отцов, могу заявить, что учения о Рождестве Христовом «из боку чисту» в Православном богословии НЕТ! Это можно было увидеть уже, из приведенных выше текстов. Но всё же, чтобы вполне развеять все сомнения и замешательства, приведем выписки из святых отцов, доказывающие общепринятое учение Церкви. Вот эти доказательства:

  1. 4.      Святые отцы приоткрывают завесу тайны Рождества Христова.
  • «Сын Божий пришел в мир из чрева, избранный для этого милосердного таинства Девы», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 5е.
  • «Дева Мария «девственным рождением произвела из матерней утробы новую ветвь человеческой плоти», — свт.Лев Великий, Слово на Рождество Христово 3е.
  • «Как праматерь Ева создана из Адама, так и Пресвятая Дева родила нового Адама хотя и по закону чревоношения (!), но превыше естественного рождения, потому что Он рождается от Жены без отца, как и от Отца без матери», — Св Иоанн Дамаскин. цыт по: В.Н.Лосский, Догматическое богословие. М. 1991. С.107
  • «Один, шествуя новым путем, исходит из ненарушенной семенем девственной утробы«! (а не из боку!) — свт Григорий Неокессарийский, Слово на Р.Х.
    • «…от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием», — догматик 8й глас.
    • «Он (Господь Иисус Христос) вышел из утробы Девы (а не из боку!), не разрушив  печатей детства, не разверзши дверей сего дивного Храма Своего, как это предуведе пророк Иезекииль…», — Свт Игнатий Брянчанинов «Изложение учения Православной Церкви о Божьей Матери».
    • «Сохранив цела знамения (печати) Христе, воскресл еси из гроба, ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем», — он же.
    • В воспоминание Пасхальных мотивов, вспомним 1й тропарь 4й песни Пасхального канона: «Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же…».
    • «Эта Дева есть Богородица Мария, Богопрославленная, из утробы коей (а не из боку!) изшел с плотию Пребожественный… Она зачала бессеменно, и родила неистленно…», —  прп. Андрей Критский, Слово на Рождество Богородицы.
    • «О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит Солнце Правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления (!) произращает клас жизни», — прп. Иоанн Дамаскин. 2-ое Слово на Рождество Богородицы.
    • «Восхвалим ныне Господня предтечу, — продолжает святитель Игнатий, — его же

священнику Елисавет роди, из ложесн неплодных, но не без семени; Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семени», — Свт Игнатий Брянчанинов «Изложение учения Православной Церкви о Божьей Матери».

  • Нуждаетесь еще в свидетельствах? Что ж: «Ныне отверзаются бесплотные врата (у Анны, матери Девы Марии) и являются божественные врата девические (Девы Марии, что следует из контекста), из которых и чрез которые (вы слышите?!) – по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов – сый над всеми Бог, облеченный плотью, входит во Вселенную (Рим. 9.5; Евр. 1.6)», — преподобный Иоанн Дамаскин, Слово на Рождество Богородицы.
  • Из пространного символа веры Армянской Апостольской Церкви: «…по времени снисшедша в Богородицу Марию, приявша от крове Ея, и соединивша с Божеством Своим, девять месяцев вместившагося во чреве Пречистыя Девы и бывша Бога совершенна, совершенна человека, духом, разумом и телом: едино лице, един вид, и соединен в едином естестве (В Православной Церкви – в двух естествах – божественном и человеческом) Бог бысть человек, без изменения, без пременения, Без семени бысть зачаье, и без истления рождение…», — в статье Армянская Апостольская Церковь.// Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси.
  1. Легенда о рождестве Будды (Гаутамы).

Рождеству Христову чуждо приписываемое Будде рождество из бока:

«Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон с 6-ю белыми бивнями). Мальчик столь же дивным образом родился – из бока матери. Отличавшийся необычайным умом и способностями, Гаутама заметно выделялся среди своих сверстников. (Сын князя из племени Шакья Сиадхарта Гаутама родился в VI в. до н.э. Гаутама, ставший Буддой просветленным».

Да, услышав такое повествование, всякий христианин, думаю отшатнется от него и с уверенностью скажет, что ТАК Христос не рождался!

6. Словари, которые поставят точку над «i».

1. В Словаре  Трудных слов Седаковой О.А. из богослужений: церковно- славянские паронимы — М.Греко Латинский кабинет Ю. А. Шичалина ,2008, С65 (Созданном изначально при Московской Духовной Академии!)

БОК-ц.сл , греч «лагон» — лоно, чрево, внутренняя область между ребрами и тазом, синонимы – утроба, чрево)

Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно… — из чистого девственного лона (чрева, утробы) как может родиться…;

Из боку девичу неизреченно воплотившая» — из девственного чрева (утробы) неизъяснимо воплотившая. Канон Рождеству Пресвятыя Богородицы.

2. В церковно славянском словаре прот. Г.Дьяченко:

Бок — «Бог из боку Твоею пройде = Бог произошел из чрева Твоего!  (Из чрева, а не из бока).

Так прот. Григорий Дьяченко подтверждает объяснение словаря Седаковой. Всё!

Это вывод — ответ, доказывающий утверждение об отсутствии в Православной Церкви учения о Рождестве Христовом «из боку чисту».

3.Чрево — живот, брюхо.

Чревоносити = носить младенца во чреве, быть беременною, Чревоносная  = беременная,

Чревоношение – состояние беременности.

4. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова чрево — живот, брюхо- «во чреве матери — (во время беременности.

Думаю, что объяснения, сделанные словарями и особенно, толковым словарем Седаковой, все расставили по местам. Комментировать это? Нет! No comment!

Финальное размышление.

В чём причина такого «глубинного» исследования, и что меняется, родила ли Дева Мария из чрева или из бока? Для чего всё это нужно?

Церковь, устами святых отцов, вновь и вновь возвещает Приснодевство Марии: что Дева до рождения, во время рождения Сына и после рождения сохранила свое Девство; что Дева Мария – Приснодева.

Понимать это, как и в основном, всякое учение в Церкви, можно и нужно через христологию. А христология нам возвещает о Богочеловечности Иисуса Христа, третьей Ипостаси Святой Божественной Троицы, «прежде всех век» и «из чрева прежде денницы» рожденного от Бога Отца, до создания мира и до появления самого времени; причем (в опровержение нечестивого Ария) не было времени, когда Сына не было. В «конце веков» этот Сын Божий воплощается от Девы Марии Богородицы (утвержденной в этом почитании на Втором Вселенском Соборе) и Святого Духа (о чем, как мы читали ранее, возвещает нам Евангелие) как Человек, а точнее, как Богочеловек (но от чего Он не перестает быть истинным Человеком); без мужеского семени зачинается, лишь «семя Девы» освящая, как и утробу ее материнскую, девственную.

Всё догматическое учение о Христе расписывалось постепенно, открываемое от ереси к ереси, которые пытались представить лживое учение о Нем, но было опровергаемо Святой Церковью Духом Святым, через избранных Своих, для озвучивания нам истинного учения о Христе и опровержении ложного. Так, с момента Воплощения до момента VII Вселенского Собора  (раскрывшего учение о святых иконах, сформированное  не столько для себя, сколько для внешних к Церкви или приходящих в Неё чад), Церковь сформировала истинное учение о Богочеловеке Иисусе Христе (озвучить которое в рамках данной статьи невозможно, но лишь совсем частично – необходимо).

Богочеловек Иисус Христос не призрачно Воплотился, как хулил докетизм, а истинно был и Богом и Человеком (Богочеловеком), как каждый человек, рожденный матерью на этой земле, воспринимает полноту человеческой  природы (кроме первородного греха, т.к. был зачат от Духа Святого) от Девы Марии, проходит свой путь человека, от Воплощения до Распятия и Воскресения из мертвых, ради спасения человека и человечества: ради исцеления его поврежденной грехом человеческой природы, ради разрушения ада, ради воскресения из мертвых, — чтобы всё это преподнести человеку и человечеству, которые лишь только после этого сможет воспользоваться всем этим лично каждый для себя и в свое время. И это был единственный путь спасения, и он был проделан!

И самое начало этого пути – уже путь, и уже тут Христос перерождает человека с самого начала Своего Воплощения. И этот момент после Воплощения – момент «ношения во чреве» (как всегда именовалась беременность и вынашивание младенца)[значение слова «чревоношение»], происходит так же, как с каждым человеком, но переосвящается, пересотворяется это появление человека с самого первого мига. И всё это чуждо уже вспоминаемого докетизма. Как лишь в Самом Себе Христос исцеляет человеческую природу, так уже сейчас он исцеляет деторождение, освящает его, упраздняя идущее от проклятия Евы «деторождение в муках», являя безболезненное и святое рождество Свое от Девы Марии.

И можно предложить назвать именно это первым чудом, совершенным  Христом,  а не то, Которое Он совершил в Кане Галилейской, преосуществив воду в вино, — тут Он преосуществляет (если можно так выразиться) всё естество деторождения, сохраняя его абсолютно святым, целомудренным, безболезненным и чистым. Послушайте проповедь знаменитого Иоанна Дамаскина О Рождестве Девы Марии, и вам всё станет ясно! (Некоторые отрывки из которой я цитирую). Уже сейчас исчезает всякое проклятье, данное людям в раю, ибо воплощается возлюбленный Сын Божий в девической утробе, чтобы переосвятить погибающее человечество!

Воплощающийся и рождающийся Сын Божий не делает явным «никакие» сверхъестественные божественные действия в этой тайне рождества, в том смысле, что Он не изъял Сына Божьего из Девы каким-то неестественным для деторождения способом, чтобы не нарушить Её девства и целомудрия (ибо нигде в учении святых отцов мы не услышим об этом), — Он тихо проходит «чрез врата Девы», «чрез Дверь», уготованную для этого, проходит, освящая и обожествляя. Бог не изымает рождающегося Сына Своего, ставшего Сыном Девы, «ни из бока» Марии, и не делает Ей, как бы мы сейчас сказали, «кесарево сечение» — нет!

Дева Мария в чистом поле, в хлеву, с животными и в яслех, рождает Младенца, как это сделала бы всякая рождающая, но лишь без мук деторождения, и безболезненно, не нарушая (да, таинственным образом) законы девственности, которые обычно нарушаются. И Дева, родив Сына, тут же Сама встает и пеленает Его, подтверждая этим сказанное. Тайна Боговоплощения скрыта от князя тьмы века сего, но открыта Архангелом Гавриилом Деве Марии и Иосифу обручнику, и пастухам и волхвам, — всем, кому Господь посчитал нужным открыть эту тайну, узнали её. Но как Бог не являлся на огненной колеснице, но в тихом дуновении ветерка, так и Воплотившийся Сын Божий тихо родился в яслех вертепа, но Ангелы воспели Славу в вышних Богу и пастухи дивились, и волхвы поклонились и принесли дары с Востока и преподнесли родившемуся Сыну Божьему.

Это всё и есть тайна Его рождения и Его Воплощения в чистой Деве Марии, ставшей Богородицей впервые в истории мироздания.


Оставьте комментарий