Богословские статьи и размышления

Главная » Богословские статьи (мои) » Диалоги о Воскресении

Диалоги о Воскресении

Правильно ли мы понимаем Воскресение Христа?!

Диакон Сергий Попов, вып. МДА 2005 г. 

Пошли к Пасхальной заутрени отец и сын. Отец долгие годы прожил в деревне, ходил в Церковь, молясь Богу Christosза сына. Сын же уехал на заработки в город и приехал на пасхальные торжества к отцу.

— Христос воскресе! — Воистину воскресе, — ответил сын, радостно трижды поцеловав отца по православному обычаю христосоваться. Ну, пойдем домой, небось устал? Служба то долгая?!

— Да, отец, спину ломит с непривычки, но на душе радостно. Я давно хотел с тобой поговорить о твоей вере. Ты вот, много лет ходишь в Православную Церковь, и сейчас, как мне кажется, самое удачное время, ведь так?

— Да, сынок, время, действительно, удачно как никогда. Что ты хотел спросить?!

— Вот христиане поют много раз пасхальный гимн: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»! Но ведь мы все знаем, что люди как умирали, так и будут умирать?!

— Да, сынок, закон смерти непреложен. Приходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно.

— Что же это получается, отец, что смерть всё еще приходит?! Неужели, Христос не разрушил ее, как мы только что пели в пасхальном приветствии?! А если разрушил и попрал, то почему же люди умирают? А ведь еще божественный пророк Осия писал, предсказывая тайну воскресения: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя по­беда?» (Книга пророка Осии, 13.14) А вслед за пророком, уже после Воскресения, сам святой Павел возвещает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор 15.55-57)  Так как же уладить это противоречие? Или речь идет о разных вещах?

— Да, сынок, правильно говоришь. Это тайна, доступная только богословам, мы в Духовных Академиях не учились… Я тебе вот, что скажу, это мы пели о тех днях, когда воскрес Сам Христос, в Иерусалиме, и там, в то время, действительно, многие воскресли. Об этом даже Евангелие пишет. А еще, это говориться о воскресении к будущей жизни, когда мы все воскреснем к Страшному Суду Господню за грехи наши тяжкие…

— Отец, но ведь еще и Марфа так думала, когда Христос пришел к ней исцелять ее брата Лазаря, который уже четыре дня как умер. Но Христос воскресил Лазаря именно тогда же, а не в День всеобщего Воскресения! Почему же воскресший Иисус Христос не воскрешает сразу же умершего человека подобно Лазарю? Или почему вообще, человек умирает? Ведь сколько горя приносит смерть близким умершего, разве этого не знает Бог? И разве он не разрушил власть смерти и ада?!

— Да, сынок, ты правильно говоришь. Но не правильно. Все же следует думать именно как Марфа, сестра воскрешенного Лазаря – мы «чаем воскресения мертвых» именно в День Христов, в День Его второго пришествия, когда воскреснет все человечество. Помнишь, как в видении пророка Иезекииля, описанного им в 37 главе его книги, с полем сухих костей, соединившихся вновь в тела и воскресших для возвратившихся в них душ. А в конце пророчества сказано: «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.  (Иерем. 37.12-14).

— Да, отец, очень удивительное и пугающее одновременно повествование. Видишь, пророчество о воскресении было еще задолго до Христа. И там тоже говориться о всеобщем воскресении. Так что же Бог медлит? Почему люди вообще, умирают?!

Сынок, не задавай слишком много вопросов, а то мы будем беседовать весь пасхальный день! Послушай, человечество само виновно в своей смертности – ведь все мы потомки Адама, который нарушив заповедь Божию, принял на себя и на всех своих потомков проклятие смерти. Ведь Бог смерти не сотворил (Прем. Сол. 1.13), она вошла в мир через грех Адама – «единым человеком грех в мир вниде». Но это еще не всё! Не нужно сразу клеймить всех людей проклятием смерти! Христос воскрес, и как одним человеком вошла в мир смерть, так и Новым Человеком, Христом, вошла в мир сила Воскресения! И как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут! Об этом пишет святой Павел в 15 главе. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20 — 22).

Когда нужда потребовала уврачевать человека, тогда Врачу и Спасителю следовало прийти к сотворенному человеку, чтобы уврачевать погибающего. Посему-то соделался Он человеком и действие употребил человеческое орудие – тело. Восприняв на себя чистое и безгрешное человечество, какое было в Адаме до греха, (прот Ф.Голубинский, проф МДА – «Премудрость и благость Божия. Изд 2004, стр 329) Он открывает в нем возможность – снова получить благодать, которой лишен был Адам вследствие своего греха. Христос, восстановивший в Себе чистое и безупречное человечество, соделался новою благодатною главою человеков, посему и называется вторым Адамом (см. 1 Кор. 15. 45, 47). «Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубою плотию, Богатящий обнищавает, обнищавает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством, Исполненный истощается, истощается не на долго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его», — писал свт. Григорий Богослов.

(Комментарий 3 декабря 2012 года. Диакон МИТЯ:  Фуух…Ну ладно,успокоил))) А то я немного растерялся))Впрочем, подтверждение твоим словам нашел(во всяком случае оч. похоже) у преп.Максима Исповедника:

Итак, продолжает Максим, «Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию (Своему) совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой злой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха». Эти слова Максима современный православный комментатор его творчества понимает в том смысле, что по «происхождению» от Адама Слово Божие восприняло человеческую природу в первозданной цельности — такой, какой ее сотворил Бог. По «рождению» же Оно «усвоило человеческую природу в падшем состоянии, которое явилось результатом Адамова греха и которое каждый из нас наследует со своего рождения». От падшего Адамова естества Слово Божие восприняло тленность, смертность и страстность, но без греховности, которой отмечена эта страстность. /

— Главное, что я думаю тебя должно утешить – ответ на твой самый первый вопрос – смерть уже не властвует в мире – побеждено тление! «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15. 52).

— Ха, как так побеждено тление?

— Сынок, ты что, и этого не знаешь и никогда не был у святых мощей?!

Весь мир наполняют останки святых христиан, не подвергшиеся тлению. Эти останки именуются мощами. Более того, святые останки источают благоухающее масло, часто называемое миро, и что еще важнее – чудеса и исцеления! Одни из самых известных и почитаемых мощей – мощи святого Николая, епископа Мир Ликийских. А в России это преподобный Сергий Радонежский, преставившийся в 1392 году, мощи которого спустя 30 лет обнаружили нетленными и буквально плавающими во гробе с благоухающим миром. На месте их обретения и построили тот самый Троицкий каменный собор, который и по сей день стоит в Троице-Сергиевой Лавре с мощами преподобного Сергия. В Киеве это Киево – Печерская Лавра с мощами святых угодников, в Дивеево – это преподобный Серафим Саровский, в Пскове – Псково- Печерский монастырь с мощами святых. Этот перечень можно продолжать почти бесконечно. Вот так!

— Да, отец, это пожалуй самое сильно свидетельство! Вот и нашелся для меня повод поехать в Россию, в Москве, недалеко от которой и покоится печальник земли русской преподобный Сергий. Поеду, поклонюсь его святым мощам! Может оградит и меня от грехов смертных.

— Конечно, сынок, поезжай, помолись хорошенько. Да и родителя не забывай и сродников твоих и близких. Молись за всех и Господь воздаст и тебе!

— Отец! А почему именно такой способ победы над смертью выбрал Сын Божий – ужасную и страшную смерть на кресте?! Неужели, как Сын Божий и Бог Он не мог иначе победить диавола и смерть, насажденную им в мире?!

— Да, сынок, многих распинали на крестах, но Крест Христов единственный, и в этом великая тайна. Но я же тебе говорил, я Духовных Академий не оканчивал. Давай лучше спросим у нашего настоятеля, отца Анастасия (тем более что у него и имя подобающее). Ведь он у нас как-никак богослов! Пусть нам и расскажет. Он как раз обещал к нам зайти, познакомиться с тобой получше.

— Дорогие мои, обратился к нам отец Анастасий! Христос воскресе!
Ко времени пришествия Христа, что по-гречески звучит еврейский термин Мессия, весь божественный порядок был искажен, нарушен, испорчен. И не просто было даже божественной силой исправить эту порчу, вошедшую в мир и разложившую его изнутри. Это можно видеть уже в том, что Мессия, которого ждали богоизбранные евреи, не был не только принят, но даже не был узнан как Мессия (хотя некоторые и считают, что члены Синедриона знали, что Он Мессия — Христос). Евреи заигрались, забыв основной смысл своей веры, который заключался не в исполнении обрядовых законов… Необходимо было в корне исправить нарушенный порядок. Необходимо было разрушить царство ада и смерти, прекратить пополнять ад человеческими невинными душами. Ведь участь у всех была одна…

Тайна смерти Христа. Понимаете, нельзя было Сыну Божьему открыто «воевать» с князем мира сего, чтобы остаться неузнанным и разделить участь обычного человека, принимающего смерть – попасть во ад. И уже только там явить Себя Сыном Божиим, Которого не только не в силах удержать ад, но Который Своим попаданием в ад разрушил его, как исчезает тьма при появлении в ней солнца – он взорвал его своим божественным светом. Это и исполнил Иисус Христос. Именно поэтому ад и «не удержал» Христа, а был «попран», — как мы поем в пасхальном тропаре, а Христос воскрес.

О силе Воскресения. В своем воскресении Христос продолжает являть себя пастырем овцам – выводит праведные души, находящиеся в этой темнице, а это прежде всего Адам и Ева. «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, владыко, даже до ада снисшел еси, ищай…», — поет Церковь в дни Великой Субботы (Утреня, Похвалы, статия 1я). Этот момент очень хорошо изображен на пасхальной иконе, лежащей в центре храма в этот самый момент. И икона так же дает нам один из ответов на наши вопросы.

О Жертве Христовой. Христу необходимо было стать жертвой искупления не только за народ, но за грехи всех людей, что мог исполнить только безгрешный Агнец, Сын Божий. Жертва стала приноситься за оградою рая сразу после изгнания прародителей (уже жертвоприношения Каина и Авеля предполагают ее установившийся ритуал). Жертва покаяния и искупления греха, приносимая человеком, имеет заместительное значение, она приноситься от данного лица или общины как возмещение за грехи. Жертвоприношение являлось центральным актом в ветхозаветной религии. Наиболее существенное значение при жертвенном убиении животного получает пролитие его крови, составляющей жизненное начало. Эта смерть жертвенного животного, с пролитием его крови, имела прямое прообразовательное значение в отношении к Голгофской жертве. Это очень хорошо разъяснено святым апостолом Павлом в послании к Евреям (9 и 10 главы).

О тайне воплощения. Плоть Христова давала Христу возможность отождествлять Себя с человечеством, а Голгофская Жертва, принесенная Им от лица человечества, есть высший плод его покаяния и возрождения, ибо принесена она Совершеннейшим Человеком. В замысле искупления Бог поместил человека в самую сердцевину  Божественной мистерии Голгофы. Победа совершена Богом и человеком, как двуединый богочеловеческий процесс. «…Искуплены вы драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира» (1 Пет. 1.19-20).

При мысли, что Искупитель наш есть Единородный Сын Божий, равный Богу Отцу, понятно будет, что Крестная Жертва имеет бесконечно высшую цену , т.к. бесконечно выше человека Тот, Кто принес за человека искупительную жертву на кресте.

Христос стал за нас клятвой, как писано «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3.13) – в этом тайна. Христос взял это проклятие на себя, будучи безгрешным.

Об упразднении закона. Вот, послушайте, как профессор Санкт Петербургской Духовной Академии Н.Н.Глубоковский пишет о силе клятвы и закона и о подвиге, совершенном Христом. Как раз накануне Пасхи я прочитал его «Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам». «Абсолютное условие законнического бытия (у евреев) полагается не в вере, а в строгом и точном исполнении закона. Между тем, этого ни у кого не бывает в такой степени, чтобы обладать оправдывающе – жизненными свойствами. И обязательно обещая награду за точное исполнение (закона), не менее неотвратимо навлекают наказание за осуждение за малейшие неисправности. В силу чего над подзаконными тяготеет неумолимая клятва… от которой необходимо освобождение. Это избавление и совершено Христом, ибо Он Своим позорным висением на крестном древе в качестве наихудшего преступника (Втор. 21.23) Он добровольно предоставил беспрепятственный простор для неограниченного обнаружения всей энергии возмездия со стороны закона. А закон, исчерпав при такой свободе всю свою грозную силу потом убивает сам себя своею несправедливостью в отношении к Безгрешному и невинному Страдальцу и затем фатально упраздняется, как лишившийся всякого права на бытие слишком очевидною и абсурдною беспардонностью». (с.130)

Из этих слов очевидно, почему закон упразднился, почему была совершена победа и над законом в пользу веры в воскресшего Христа.

— Сынок, — обратился ласково отец Анастасий к собеседнику. Присоединюсь так же к ответам твоего отца по поводу действенной силы воскресения в каждом человеке, которая как тебе кажется, спит или вовсе отсутствует, т.к. люди всё ещё продолжают умирать и смерть, казалось бы, всё ещё царствует в мире. Видишь ли, к этой силе нельзя приобщиться автоматически. «Сие благодатное наследие мы получаем путем таинственного рождения в купели Крещения», — говорит прот. Сергий Булгаков. Так же, как нам необходимо принимать Крещение для усыновления себя Христу и рождения к новой жизни (о которой говорил Христос в беседе с Никодимом), так же нам необходимо прилагать и собственные усилия по взращиванию в себе плодов спасительного подвига Христова к Воскресению! Вот, послушай ка:

О дарах Воскресения. «В общее человеческое естество (во Христе) в силу единства природ (божественной и человеческой, соединенных во Христе согласно определению IV Вселенского собора), введена актуальнейшая Божественная сила возрождения и Воскресения. Христово воплощение, Его страдания, смерть и Воскресение потенциально изменили судьбы людей и всего в мире. Однако, усвоение этого дара вверено человеческой свободе, и потому сила Воскресения ещё остается потенциальным достоянием всего человечества в целом, актуализировать его – в этом назначение человечества (и каждого человека)». (Протоиерей Владимир Тимаков. Страстная седмица – осмысление Христова Креста. Журнал Альфа и Омега №3 (53) с. 102-114)

Всю же тайну божественного домостроительства (а именно так именуются в богословии все дела божии по спасению погибающего человечества) очень не просто понять и осознать, а тем более пересказать. Даже за долгих восемь лет учебы в Духовных школах, Семинарии и Академии, этот вопрос так и остается прикрыт некой тайной, которая, думаю, откроется каждому в его личном воскресении, преддверие которого мы сегодня и празднуем! Христос воскресе!

— Воистину воскресе, дорогой отец Анастасий! Спаси Господи и благословите!

— Бог вас благословит! Любите друг друга и готовьте ваши души к великой встрече с воскресшим Господом нашим Иисусом Христом! Аминь


Оставьте комментарий